Проект по семейной интеграции «НИКА» для семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями с ментальными нарушениями, генетическими заболеваниями и аутистичным спектром для создания инклюзивных занятий и групп, в которых участвует не только особенный ребенок, но и другие члены семьи — братья, сестры и родители.

Специалист не может находиться с ребенком 24 часа в сутки. И задача данного проекта — научить членов семьи организовать жизнедеятельность, быт и занятия дома так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями развивался и учился взаимодействовать со здоровыми детьми, а те — с ним.

При подключении родителей и вторых детей в процесс, особенный ребенок начинает ощущать себя полноценной частью общества, а не отдельным его субъектом. Здоровый ребенок в свою очередь не испытывает недостаток внимания, и чувствует себя более значимым, участвуя в развитии и жизни особенного брата или сестры. Благодаря группам психологической поддержки, клубу о самом сокровенном и групповых встреч по развитию детей со специалистами, родители так же получают не только помощь, но и ответы на свои вопросы.

В итоге, консультации и занятия дают больший эффект, так как развивается не только особенный ребенок, а вся семья в целом.

Поднимается вопрос о развитии, социальной адаптации и абилитации детей с ограниченными возможностями, включая в данный процесс не только специалистов, но и родителей, здоровых братьев и сестер, так как именно семья находится с ребенком 24 часа в сутки. Особенный ребенок не только более эффективно развивается, но и интегрируется в общество. Родители становятся экспертами конкретно для своего ребенка, а здоровые братья и сестра — помощниками.

Проблема заключается в том, чтобы организовать быт и жизнь особенного ребенка так, чтобы он мог социально и физически развиваться. Мы с помощью специально организованных инклюзивных групп обучаем взаимодействовать и играть друг с другом особенного ребенка с их здоровыми братьями и сестрами, и они уже переносят это умение в повседневную жизнь. В итоге игровая деятельность дома между детьми преобразуется в развивающую.

Мы учим родителей простейшим занятиям дома, которым они могут с детьми безопасно заниматься дома. Обучение особенных детей простейшим навыкам, таким как катание на велосипеде, прыгание и игры с мячом, благодаря которым они физически будут развиваться в повседневной жизни.